Подросток

Важная задача подросткового возраста

На днях спросила у меня одна знакомая: «Что делать с подростками? Как общаться со своим полувзрослым – полуребёнком?»

Я, конечно, не профи по подросткам, не спец, не мастер-шеф. У меня у самой есть подросток, то еще удовольствие я вам скажу. На внешний вид — вменяемый взрослеющий разумный человек. А в самом близком общении – непредсказуемое создание с маниакальным стремлением отстаивания своей (нет, даже не так, а — СВОЕЙ) точки зрения. И не важно по какому вопросу, главное, чтобы не совпадала с вашей – маминой и папиной.

Эй, скажите вы, а мой подросток спокойный, послушный и ходит всё время со мной.

А вот это тоже сигнал. О чем? Тревожный сигнал о том, что пора задуматься выполняет ли ваш подросток главную задачу своего возраста.

Знаете, что является центральной линией подросткового возраста? Создание своей самостоятельности, отстаивание своей независимости, формирование своих собственных правил жизни.

Сначала это всё происходит бурно, с войнами и перестрелками, с ссорами и хлопаньем дверей. А потом, взрослея, ваш ребенок признаёт «да, а мама вот здесь была права», «папа дело говорил». Но это потом, через много лет и набитых шишок. А сейчас разделение границ и забастовки.

Это похоже на некую политическую территориальную ситуацию. Вспомните, мы проходили это на своём личном опыте. Например, было государство АБ, через какое-то время А решило отделиться от Б. И началась потасовка, закрывание границ, митинги, принятие абсолютно новых законов, игнорирование соседей и отрицание недавней истории. Знакомо?

Вот тоже самое — и с подростками.

Photo by Michał Parzuchowski on Unsplash

А как же тот самый послушный подросток, тот кто всегда рядом с вами, выполняет ваши указания и соответствует всем вашим требованиям?

Это удобно, и я вам отчасти завидую. Послушное дитя существенно облегчает мамину-папину жизнь. Но! Как сложиться дальнейшая жизнь такого человека?

Проведем мысленный эксперимент. Вот представьте, некий ребёнок полностью выполняет все наставления некоего родителя. Про таких детей говорят – «где оставил – там и найдёшь».

А как же во взрослой жизни? Да, такой ребёнок поступит в тот институт, в какой вы укажете, будет встречаться с тем юношей/девушкой, которого вы порекомендуете, будет дружить с теми людьми которых вы одобрите и будет одеваться в ту одежду, которую вы купите. Бесконечно удобно! Волноваться лишний раз не надо, и к тому же попутно можно реализовать свои не воплотившиеся мечты в жизни своего чада. Дополнительный полигон для воплощения собственных мечтаний – кто бы не хотел иметь?

А вот как повзрослевшему ребёнку? Точнее уже взрослому? Вам, наверное, знакомо это чувство подведения итогов какого-то жизненного этапа.
Лет в 30 или в 40 все мы сталкиваемся с назойливыми вопросами, приходящими к нам бессонными ночами: а чего добился ты? А что у тебя есть? А какую свою мечту ты воплотил в жизнь? А кто ты?

Так что же ответит это тинейджер, о котором идет речь в нашем мысленном эксперименте? Что скажет этот взрослый, проживший жизнь своих родителей, а не свою собственную: «Я добился выполнения всех родительских мечт в своей жизни? Но я полностью потерял все свои мечты и забил на них?» Грустная картинка.

Пусть уж лучше наши подростки протестуют, хлопают дверью, спорят и отстаивают право на своё: своё мнение, свой выбор профессии, своих друзей, свою одежду и свой цвет волос.

А что мы? Мы просто постараемся подстелить соломку, на всякий случай. А там уж их выбор – в случае неудачи падать на эту соломку или набивать свои собственные шишки, чтобы учиться своей собственной жизни. У нас ведь хватит мудрости наблюдать, не вмешиваясь?