Статьи

Обесценивание чувств

Я сегодня пробила колесо. Ну вот. И со мной это случилось.

Это мой первый раз, поэтому моя начальная реакция – растерянность и слёзы. Посидела, поплакала в машине и пошла решать вопрос. Хорошо, что у меня есть страховка «Помощь на дороге», мне помогли.

Но статья не про страховку, я решила написать сегодня про умение поддерживать переживающего человека и разные способы поддержки. Пока я плакала и ждала специалистов из техпомощи, успела позвонить трём разным людям для моральной поддержки. И получила в ответ три разные реакции:

  • 1 реакция: «Всё нормально, ты умница. Не переживай! Всё хорошо. Ты выставила аварийный треугольник? Ты молодчина».
  • 2 реакция: «Ир, ну не плачь. Всё в порядке, такое со всеми бывает. Это не твоя вина. Вызвала техпомощь? У тебя в страховке она была, помнишь? Сейчас всё решится. Ты хороший водитель, не вини себя».
  • 3 реакция: «Ха-ха, какой хороший опыт! Вот смотри – жизнь как тебя учит. Хватит плакать, это же просто очередной урок».

Как вы думаете, после каких слов мне стало легче?

Да, вы верно предполагаете: 1 и 2 реакции – это поддержка и сочувствие, а 3 реакция – это обесценивание чувств.

Можно обесценивать чувства, слова, поступки и достижения другого человека. Обесценивать – это значит занижать важность чувств или достижений, считать, что всё это не значимое, не важное, мелкое. Как правило, обесценивание происходит не осознанно и является защитным механизмом: защищает того, кто отмахивается от наших чувств.

Отчего защищает? От этих самых переживаний, от всего отрицательного, от боли, от зависти, от любого внутреннего дискомфорта. Люди, обесценивающие нас, сами живут с внутренним хроническим неприятием себя, с проблемной самооценкой и неумением «про-чувствовать», «про-пере-живать» собственные сильные эмоции, поэтому не могут переносить и чужие эмоции.

Но легче-то от этого не становится. Если наши чувства обесценили, нам больно.

Да и мы сами ненароком можем обесценить чьи-то переживания. Как правильно сочувствовать, успокоить, сопереживать?

  1. Выслушать с сочувствием и добротой, без оценки и без критики.
  2. Сказать об уместности чувств: «Всё, что ты сейчас чувствуешь, нормально и естественно. Я понимаю тебя. Такое бывает» (фраза-шаблон, переделайте её под себя, сохраняя смысл).
  3. Предложить свою помощь. Если надо – пожалеть, если надо – подбодрить.
  4. А любой разбор полётов, критику или анализ ситуации отложить до тех пор, пока человек не успокоился, не пережил все свои чувства, не пришёл в себя. Анализировать человек может, когда находится в адекватном спокойном состоянии, а в противном случае – это «удар под дых».

У меня хорошо всё завершилось: запаску поставили, на шиномонтажке колесо починили. Я сейчас в тепле, с чашкой чая и шоколадкой отхожу от всей этой истории. И могу уже спокойно проанализировать всё, что случилось и даже написать статью про корректную поддержку, сочувствие и обесценивание.

 

В статье использовано фото автора Andrea Piacquadio