Продолжение о формировании ключевых особенностей личности

Часть 2

Продолжение статьи. Начало здесь.

Третий этап – детство – 3-6 лет. Самый активный детсадовский возраст. И здесь развивается либо предприимчивость, инициативность, активность, либо ощущение собственной ненужности, бестолковости, вины, пассивность.

От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе игр и занятости, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Большое значение для формирования инициативности играет готовность родителей отвечать на всякие «почему» своего чада и поддержка его фантазий и придумок.

Если же ограничивать детскую активность: «не залезай», «не трогай», «отстань», «надоел со своими вопросами», то ребёнок вырастает пассивным, чувствующим себя нежелательной помехой. И эти качества личности проходят через всю жизнь: либо уверенность и инициативность, либо пассивность и собственная ненужность. Встречали людей, чувствующих себя постоянно неприкаянными, постоянно ни к месту? Такое поведение вырастает из этого детского периода.

Что делать, если вы узнали себя в негативном описании? Работать над собой, всё можно исправить, подкорректировать — либо самостоятельно, либо с поддержкой психолога.

Предлагаю практику для самостоятельной отработки «Мне можно». У людей, кому в детстве много запрещали, чью активность ограничивали, как будто бы внутри висит постоянная табличка «Нельзя», «Запрещено».

Когда вам в очередной раз захочется что-то сделать, но возникнут опасения — поддержите свой порыв и скажите себе «мне можно, мне разрешено, я разрешил/ разрешила себе». Например, захотелось что-то рассмотреть, спросить, изучить. Первый порыв прошёл и дальше возникает внутренний запрет «нельзя, не положено». Отметьте эту точку запрета и в ответ дайте себе мысленное разрешение на запланированное действие.

Но очень часто у таких выросших детей настолько запрятаны все истинные желания, что кажется, как будто ничего и не хочется. Приходится проводить глубокие психологические «раскопки» для поиска себя и своих истинных желаний.

Четвертый этап развития – школьный возраст – 6-12 лет. В этом возрасте формируется либо осознание себя компетентным, способным, либо ощущение неполноценности.

Когда вам необходимо разобраться в новом или сложном вопросе, какие мысли приходят в первую очередь? Кто-то из нас начинает волноваться «у меня ничего не получится, я не справлюсь, я не смогу». А кто-то другой говорит себе «сейчас разберёмся». Начало такого отношения к жизни проявляется как раз в этом возрасте. И на формирование этих качеств, кроме родителей, влияют учителя, друзья, бабушки – дедушки.

Сообразительность, сметливость, творческий подход к жизни, уверенность в своих способностях – вот такие качества будут у вас, если этот этап жизни прошел нормально, вас поддерживали, разрешали пробовать, хвалили и отмечали успехи.

Или же ригидность, негибкость ума, неуверенность в своих силах, способностях, своём уме, стремление следовать инструкциям и правилам – такие качества формируются, если ребёнку на этом этапе запрещали пробовать, высмеивали ошибки, требовали тотального соблюдения инструкций.

Как научиться вере в свою компетентность, в свои способности? Т.е. что делать, если вы чувствуете, что на этом этапе вам не помогли сформировать нужные качества?

Научитесь поддерживать и хвалить себя. Когда я спрашиваю своих клиентов, «какими словами вы хвалите сами себя», в ответ называют 1-2 слова. Самое частое слово – молодец, и всё. И это не про скромность или эгоистичность, это про умение поддерживать себя.

Пятый этап развития, на котором заканчивается этап детства – 12 – 18 лет. Подростковый возраст.

На этом этапе жизни у ребёнка формируется понимание самого себя, самоопределение, возникают первые ответы на вопрос «кто я» или, если не всё сложится удачно, появляется чувство неопределенности, невидимость среди сверстников и зависимость от семьи.

Помните, в предыдущих статьях я рассказывала о сепарации? Именно это отделение своего «Я» от родителей, осознавание себя отдельным человеком со своими собственными желаниями, чувствами и мыслями – основная задача подросткового возраста. Если у родителей хватило мудрости, то они отпустили своего подрастающего ребёнка и подталкивали его к пониманию своего места в жизни. Или наоборот, привязывали к семье, к себе и навязывали семейные сценарии: профессию, будущую жизнь и прочее.
На этом этапе родителям может казаться, что ребенок постоянно разный, постоянно что-то начинает и не завершает. И это важные навыки – не попробуешь, не узнаешь. В подростковом возрасте важно узнавать себя и мир.

И как обычно, небольшая психологическая практика, чтобы узнать самого себя, понять «кто я». Начните составлять список того, что вам нравится – в еде, в общении, в мире, в людях. И списки того, что вам не нравится, чего вы не любите. Такие списки предпочтений помогают понять себя и ответить на вопрос «кто я».

Нет ни одного человека с полностью гладкими и идеальными этапами детства, с идеальными родителями и семейной историей, иначе мы были бы все одинаковыми и предсказуемыми. Каждый из нас по-своему прошёл все эти этапы детства и сформировал свою уникальную личность, со своими особенностями: своим уровнем доверия, своей степенью уверенности или свободы. У каждого из нас свои особенности личности – в этом мы и человечны. И не надо все исправлять, все подтягивать под идеал. Если вам какие-то ваши особенности характера мешают и причиняют неудобства, тогда переделываем себя. А если, всё нормально, тогда зачем? Не надо, вы и так прекрасны.

Фото Pixabay