Дети и личные границы

«Ну что ты стоишь там, разинув рот?! Почему не защищаешь свои игрушки? Видишь, у тебя отнимают – защищай, не отдавай! Это же твоё!» – именно этот звенящий голос отвлёк меня от кормления уток в парке и заставил прислушаться к дальнейшему разговору.

А молодая женщина продолжала раздражённо втолковывать растерянному малышу: «Ну почему ты опять не такой! Я же рассказывала тебе про личные границы, про то, что их надо, понимаешь, н-а-д-о защищать!»

После слов «личные границы» я вся превратилась в слух. Личные границы – это точно моя тема. Но мама с сыном уже удалились, окончания этой сцены я не узнала и осталась наедине с утками и своими размышлениями о личных границах.

*

Мы можем сколько угодно твердить своим детям о чём-то полезном, но они перенимают алгоритмы поведения не через слова, а через наши действия. И если поведение родителей идёт вразрез со словами, то именно поступки окажут наибольшее влияние на ребёнка.

Дети прекрасно распознают страх, беспомощность или раздражение в наших голосах. Если мы не знаем как поступить, когда на детской площадке отняли игрушку, ребёнок чувствует наше состояние. И в этом случае именно растерянность закрепится как основная реакция на агрессию, даже вразрез с нравоучениями родителей о том, что надо защищаться.

А ещё если мы хотим передать своим детям умение соблюдать личные границы, то необходимо самим усвоить эти навыки. И применять их не только в отстаивании своих интересов, но и в аккуратном отношении к своим детям, в соблюдении личных границ своих детей:

  • Предоставлять право выбирать и право отказываться;
  • Право самим определять что делать в свободное время;
  • Давать право на ошибки;
  • Поддерживать, одобрять и прочее.

*

И что больше всего радует, личные границы, чувство собственного достоинства и ощущение собственной ценности можно скорректировать в любом возрасте, и у детей, и у взрослых. Только настройтесь, пожалуйста, на длительный процесс.