Буллинг и манипуляции на работе

Сложный коллектив

Согласно данным социологов, почти 100 тысяч часов своей жизни мы проводим на работе. Своих коллег мы видим чаще, чем родных и близких, особенно в периоды авралов. И согласитесь, желание нормального общения с коллегами совсем не выглядит странным? Пусть не дружба, достаточно и мирного сотрудничества, главное, чтобы не было сложного коллектива.

Но всем ли так везёт?

Знакомая рассказывала, что однажды столкнулась со странным поведением коллег: молчание в ответ на ее приветствие, резко прекращались все разговоры, когда она входила в комнату, демонстративно не приглашали на офисное чаепитие.

А вот и другая история: во время обучения в институте молодой человек столкнулся с агрессией, постоянными насмешками над внешностью, во время перерывов кто-то писал на доске обидные слова, в сумку подбрасывали мусор и огрызки. Парень в итоге перевелся в другое учебное заведение.

Все эти примеры являются буллингом – это преследование и унижение человека, открытая или неявная агрессия, игнорирование и травля членами коллектива.

Есть факторы, способствующие возникновению буллинга:

  • Особенности внутренней культуры в коллективе;
  • Стрессовая обстановка на работе;
  • Особенности личности руководителя или неформального лидера.

Эти факторы взаимосвязаны и тесно переплетены. В недружном разрозненном коллективе чаще будут сбрасывать накопившееся напряжение в виде агрессии и преследования слабых. Так же и руководитель, склонный к агрессии, зависти и не обладающий эмпатией, чаще будет использовать манипуляции и унижение сотрудников в качестве инструментов управления.

Как противостоять и что делать, если вы оказались в роли жертвы?

Не замирайте и дышите!

Дело в том, что когда мы сталкиваемся с агрессией, направленной в нашу сторону, чаще всего срабатывает первая неосознанная реакция – мы замираем и задерживаем дыхание. Это может происходить буквально доли секунды или несколько секунд. Но этих мгновений хватает, чтобы агрессор считал наше поведение и понял, что мы растерялись и подходим на роль слабой жертвы. Поэтому рекомендую продолжать дышать (ровно, размеренно, в вашем привычном ритме) и смотреть человеку прямо в глаза. Постарайтесь не опускать застенчиво глаза, не втягивать голову в плечи, не замирать. Взгляд должен быть такой, чтобы его можно было охарактеризовать словами «спокойная сила», не задиристый и не беспомощный.

Чтобы в сложный момент не растеряться — можно потренироваться сохранять ритм дыхания и удерживать взгляд в нейтральной обстановке, например, в транспорте или в магазине. Вам нагрубили, а вы вспоминаете, что надо дышать и смотреть. Возможно, что в первый раз не всë получится, взгляд будет тревожным, а не спокойным. Но мы же учимся! Все нормально. Вспомните как вы учились кататься на лыжах или коньках, не сразу ведь встали и красиво покатились, наверное, и падали? И уверенное отношение к агрессии тоже у вас получится со временем.

Я подготовила ещё несколько приемов, которые помогут противостоять травле:

  1. Игнорируйте нападение. Ответная реакция — слёзы, обида, агрессия — только раззадоривают обидчиков. Не получая ожидаемого, нападающие могут прекратить попытки, потому что не получают желаемого результата — не могут вывести вас из равновесия.
  2. Разоблачите нападающих. Скажите: «Продолжайте дальше. Это интересно — наблюдать, как вы стараетесь меня унизить. То, что вы делаете, называется буллингом. Я знаю, как это делается и чего вы добиваетесь. Рассказать вам?»
  3. Воспользуйтесь техникой «Психологическое айкидо». Так называется способ реагирования на наезды и нападки, в котором важно согласиться со всеми аргументами собеседников. Тем самым мы лишаем их силы и уверенности в своей правоте, собеседники теряются. Например, отреагируйте на критику так: «Вы совершенно правы! Более того, я на самом деле намного хуже, чем вы тут обо мне говорите. Вообще не представляю, как вы меня еще терпите. Вы — самые терпеливые из всех коллег, с которыми мне приходилось работать. Спасибо вам за это!». Произносите эту фразу спокойным тоном, на полном серьезе, без издевки и сарказма никакого сарказма. Пусть ваши агрессоры потеряют устойчивость.

Ещё один признак сложного коллектива – использование манипуляций в общении с целью незаметного воздействия ради личных целей и выгод. Например, кто-то из коллег пытается скрытым образом добиться от нас чего-то выгодного для него и невыгодного для нас.

Манипулировать могут и руководители, и коллеги, и подчиненные. Причем используются самые разные способы – лесть, чрезмерная похвала, могут взять нас «на слабо», может быть жалость, ограничение по времени («времени думать нет, надо брать, что предлагают»), шантаж или какие-то смешки, хмыканье – вроде бы слова не сказаны, а настроение ухудшается и хочется поступить по-другому, меняется наше поведение. И мы готовы действовать так, как нужно манипулятору.

Чтобы вычислить манипуляцию, важно внимательно слушать себя. Манипуляции, в отличие от аргументов, направлены на наши эмоции. Поэтому если в ходе разговора вы чувствуете, что ваше настроение резко меняется, то, скорее всего, к вам применили манипуляцию.

Например, коллега говорит вам: «Ох, у меня сын один в детском саду по вечерам остаётся. Я из-за этого отчета не успеваю его забрать. Он так плачет, так ждёт меня. Вот бы кто-то помог мне и дописал сегодня мой отчёт. Вот кто-то бы подумал о моём сынишке». И вдруг вы замечаете, что согласились дописать отчёт и отменили свои вечерние планы, хотя ранее совсем не собирались делать чужую работу. И в вашем решении нет логических причин, вы повелись на эмоции. Манипуляция сработала.

Манипуляции неприятны тем, что мы забываем о своих интересах и начинаем следовать воле манипулятора – «кукловода».

Как не поддаваться на манипуляцию?

  1. Следите за своим настроением и эмоциями. Сигналом для вас должно служить резкое изменение своего эмоционального состояния. Задайте себе вопрос: то, что я сейчас делаю – это моя воля, или мною движет что-то другое? Почему я сейчас согласился на просьбу коллеги? Это соответствует моим интересам?
  2. Возьмите паузу, особенно если изменилось настроение или вы растерялись. Не отвечайте сразу согласием или отказом, пообещайте подумать, сообщите о необходимости свериться с ежедневником, со своей рабочей загруженностью. Во время этой паузы можно выйти в другое помещение, подальше от манипулятора, чтобы восстановить своё равновесие и спокойно всё продумать. Если вас торопят и подгоняют с ответом, то можно сразу отказать. Это один из приемов манипуляторов – гонка, ограничение во времени.
  3. Определите свои ценности и принципы, свои рабочие обязанности и цели. Это будет вашей опорой и поможет принять решение о согласии или отказе в ответ на манипуляцию.
  4. Выявите, какую манипуляцию сейчас использует ваш собеседник: жалость, лесть, шантаж, «на слабо» и пр. В предстоящем разговоре дайте понять человеку, что вы увидели его игру. Например: «Спасибо за тёплые слова! Всегда приятно, когда коллеги ценят. Но если вы говорите мне их только для того, чтобы я помог вам с отчетом, я должен отказаться, так как у самого сейчас большая загруженность».
  5. Применяйте в ответе правило «трёх аргументов», т.е. приведите три причины почему вы не соглашаетесь на его просьбу или требование. Такой отказ будет более весомым и убедительным, ваши слова не дадут манипулятору «лазейки» для дальнейшего продолжения своей хитрости.
  6. Используйте юмор и шутки в качестве ответа на манипулятивные слова коллег.

Все перечисленные способы сделают вас спокойнее и повысят психологическую устойчивость, помогут противостоять буллингу и манипуляциям.

В качестве завершения хочу ещё раз напомнить вам, что

  • Вы имеете право отказывать и не соглашаться на просьбу других людей.
  • Вы имеете право не зависеть от настроения и степени доброжелательности окружающих.
  • Вы имеете право передумать и самостоятельно принимать решения.
  • Вы имеете право оценивать сами себя и сами решать насколько вы соответствуете своим целям и ценностям.

Использованы фото авторов cottonbro и Vlada Karpovich (сайт Pexels)